Обзор мобильной заправочной станции мини-АЗС VTR OIL 5000
Что такое мини-АЗС и сферы ее применения
До настоящего момента мы в основном рассказывали про хранение пищевых продуктов и сельскохозяйственных удобрений. Кроме того, речь заходила про использование емкостей в составе каких-либо конструкций и инженерных решений, таких как системы полива или септики.
Но полиэтиленовые емкости имеют по крайней мере еще одну крайне важную и полезную сферу применения – это хранение дизельного топлива и масел, как минеральных, так и синтетических.
Вопросы хранения удобрений КАС или ЖКУ, готовых продуктов питания или ингредиентов для их приготовления и тому подобного все же являются, так или иначе, частными случаями, чего нельзя сказать о проблеме хранения запасов горюче-смазочных материалов. Именно наличие запаса ГСМ является общей проблемой для огромного количества отраслей народного хозяйства, это факт. Кроме того, недавно у нас в продаже появилось готовое решение для организации заправки на месте – это мобильная мини-АЗС VTR OIL 5000.
Вопрос хранения машинных масел и в особенности относительно большого запаса топлива возник вместе с самими машинами. В ходе процессов механизации и индустриализации машины проникли, пожалуй, во все без исключения сферы деятельности человека, и естественно всем им нужно горючее.
Вопрос автономного запаса ГСМ довольно обширен, но все сводится к очевидному факту, что он жизненно необходим там, где должна беспрерывно работать техника, но при этом поблизости отсутствует стационарная автозаправочная станция, а также затруднен подъезд бензовоза. Например, это может быть стройка каких-то объектов, дорог и много чего еще, или та же сельскохозяйственная деятельность. В таких случаях на помощь приходят мобильные мини-заправочные станции.
Виды мини-АЗС
На рынке немало изделий под разными названиями и в разном конструктивном исполнении, но с общей функцией. К ним относятся контейнерные мобильные АЗС, а также топливозаправочные модули. Почему контейнерные? С момента вывода АЗС из-под контроля Ростехнадзора в 2012 году, МЧС взяло на себя обязанности по регламентированию принципов устройства и эксплуатации контейнерных АЗС. 1 июля 2014 года министерство подготовило свод правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", согласно которому теперь классифицирует различные виды автозаправочных станций.
Все виды мобильных АЗС министерство объединяет по ряду признаков и называет «контейнерные АЗС» (КАЗС). Согласно классификации министерства, такие АЗС характеризуются наземным расположением резервуаров и топливораздаточной колонки (ТРК), осуществляют заправку жидким топливом, а главное, представляют из себя единое законченное заводское изделие.
Не смотря на официальное название, по существу, контейнерная АЗС совсем не обязательно должна находиться внутри контейнера, это не определено в нормах. Открытая емкость, как ни парадоксально, тоже считается «контейнером», а главные признаки АЗС – мобильность и законченность изделия. То есть, наша мобильная АЗС OIL 5000 – это тоже контейнерная АЗС.
А «мини-АЗС» среди специалистов принято называть традиционную автозаправочную станцию с маленьким навесом, у которой всего один заправочный островок. Но для простоты мы все же примем за мини-АЗС именно нашу VTR 5000 или блок ТРК в ее составе, в зависимости от контекста.
Конструкция мини-АЗС VTR OIL 5000
Рассмотрим мини-АЗС VTR OIL 5000 более подробно. Мини-АЗС состоит всего из трех компонентов, и в общем-то не является чем-то невероятно сложным. За основу взята емкость из нашего каталога VTR OIL 5000 вместимостью 5000 литров как наиболее подходящая, на наш взгляд, для данного назначения.
Пять кубометров дизельного топлива – это не слишком много, но и не мало, и с двукратным запасом вписывается в регламент для одностенных резервуаров КАЗС.
На емкости через специальный кронштейн смонтирована мини-АЗС для дизельного топлива ST Panther K33, которая является топливораздаточной колонкой. Итальянский бренд Piusi S.p.A. славится качеством выпускаемого оборудования при сравнительно демократичных ценах, поэтому наш выбор пал на изделия именно этой компании. Мини-АЗС ST Panther K33 характеризуется высокой эффективностью, простотой установки и эксплуатации, и, само собой, максимальной безопасностью, подтвержденной необходимыми сертификатами соответствия.
В широком смысле, топливораздаточная колонка – это устройство, предназначенное для отпуска заданного объема топлива. В конструкции ТРК присутствует ряд функциональных узлов, определяющих характеристики и функционал ТРК. В нашем случае это насос с приводом от электродвигателя, байпасный (перепускной) клапан, прецизионный механический счетчик, фильтр и, разумеется, рукав длиной 4 метра с топливораздаточным пистолетом.
Мини-АЗС ST Panther K33 является колонкой с всасывающим типом гидравлики. Это значит, что топливо поступает в колонку из емкости в результате действия разряжения, которое создает насос во всасывающей магистрали.
Мы устанавливаем три разновидности ТРК ST Panther K33. Среди них ST Panther 56 K33, ST Panther 56 K33 A60 и ST Panther 12V K33 A60. Они отличаются типом электродвигателя и заправочного пистолета, поэтому в зависимости от разновидности поставляемых блоков будут различны условия применения соответствующих мобильных заправочных станций.
Блоки ST Panther 56 K33 и ST Panther 56 K33 A60 приводятся в движение асинхронными двигателями 230 В 50 Гц мощностью 350 ватт, а в основе блока ST Panther 12V K33 A60 лежит коллекторный двигатель на 12 вольт постоянного тока, что отражено в названии (12 V(DC)), мощностью 420 ватт. Максимальное потребление тока первых – 3 ампера, максимальное потребление низковольтной версии – 35 ампер.
Первые рассчитаны на подключение к однофазной электросети, вторые – на питание от обыкновенной 12-вольтовой аккумуляторной батареи. Оба типа двигателей имеют воздушное охлаждение и неприхотливы в использовании, разве что у коллекторного мотора постепенно стираются щетки. Асинхронная машина не имеет коллекторно-щеточного узла, а подшипники качения на валу двигателя, работающего без значительных осевых и радиальных нагрузок, коим случаем является насос, практически вечны.
Пара слов об аккумуляторном питании. Нужно понимать, что даже новый качественный стандартный автомобильный свинцово-кислотный аккумулятор емкостью, для простоты предположим, 70 А*ч не сможет отдавать 35 ампер на протяжении двух часов. Есть понятия номинальной емкости и резервной емкости. Номинальная емкость рассчитывается, исходя из разряда малым током на протяжении довольно длительного времени – обычно 20 часов.
Если полностью заряженная условная АКБ емкостью 70 А*ч в состоянии отдавать 3,5 А на протяжении 20 часов до полной (кстати, критической) разрядки, то это вовсе не значит, что она же выдаст 10 А на протяжении 7 часов и, тем более, 35 А на протяжении 2 часов. При увеличении потребляемого тока время разряда уменьшается нелинейно, так как между этими параметрами степенная взаимосвязь.
Резервная емкость обычно указывается на аккумуляторах не в ампер-часах, а минутах, и рассчитывается для тока в 25 ампер. Ток, потребляемый 12-вольтовым вариантом заправочной станции, в 1,4 раза больше, а время разрядки пишут до ввода батареи в «предсмертное состояние», поэтому можете смело разделить это значение еще на два, но результат вам, вероятно, не понравится. Вывод: если предполагается постоянная работа мини-АЗС в полевых условиях, то аккумуляторов вам понадобится много и больших. Чудес не бывает.
Модификация ST Panther 56 K33 – самая простая. Она комплектуется ручным заправочным пистолетом SELF 3000. Модели топливораздаточной колонки на 230 и 12 вольт с суффиксом A60 – пистолетом A60. Последний является автоматическим, это значит, он оснащен устройством, которое автоматически перекрывает поток топлива при заполнении бака или падении. Оба пистолета имеют поворотный соединитель и, разумеется, соответствуют строжайшим требованиям безопасности.
Какой бы ни стоял электродвигатель, его вал нагружен на шиберный (пластинчато-роторный) насос. Это устройство представляют собой насос объемного типа, способный развивать значительное дифференциальное давление (разницу давлений между входом и выходом) при большом (в пересчете на давление) расходе. Но главное их достоинство по сравнению с центробежными – то, что они являются по-настоящему самовсасывающими.
Рабочий механизм такого насоса – это тот же ротор, но эксцентрично расположенный относительно корпуса. В роторе выполнены продольные радиальные пазы, в которых ходят плоские пластины – шиберы, давшие название всему классу насосов. Шиберы плотно прижимаются к статору (корпусу) пружинами и центробежной силой в процессе работы.
Но поскольку роток эксцентричен по отношению к статору, то при его вращении пластины, вылет которых ограничен стенками статора, за один оборот то выдвигаются из пазов, то утапливаются в них. Таким образом, получается рабочая камера переменной емкости. В ходе рабочего такта на всасывающей линии образуется разрежение, и перекачиваемая жидкость, в нашем случае дизельное топливо, под действием атмосферного давления затягивается в увеличивающийся объем между пластинами, а потом в результате уменьшения объема вытесняется в нагнетательную магистраль.
Именно благодаря герметичности рабочего объема шиберные насосы (в отличие от центробежных) способны прокачивать воздушные пробки, и для них проблема первоначального заполнения всасывающей трубы или шланга жидкостью не настолько остра.
Иными словами, насос в составе блока мини-АЗС ST Panther K33 без проблем «выплюнет» весь воздух и порадует хорошим напором перекачиваемого дизеля. И все же, во избежание сухого трения перед первым пуском насос необходимо частично заполнить топливом, а в идеале и всасывающий шланг тоже (для этого его нужно отсоединить). При работе охлаждение насосной части установки осуществляется протоком топлива.
Перепускной клапан насосного узла, он же байпас, открывается при достижении максимального избыточного давления в тракте после насоса, равного трем барам. Такая ситуация возникает в моменты, когда станция уже включена, но подача через топливный пистолет еще не открыта. Нагнетаемое топливо сбрасывается обратно на вход насоса.
Следующим крайне важным компонентом топливораздаточной колонки является, конечно, индикатором отпущенного объема или просто счетчик. ST Panther K33 оборудована механическим дисковым счетчиком K33, маркировка которого также фигурирует в названии модельного ряда ТРК.
Сам прибор учета также выпускается компанией Piusi и характеризуется минимальной погрешностью измерений. Счетчик оснащен необнуляемым итогом по количеству литров с количеством разрядов в шесть цифр и обнуляемым итогом по группам на три разряда. Как и любой измерительный прибор, время от времени требует калибровки (для скорости потока, равной 10 л/мин.), и после калибровки погрешность не превышает +/-1 %, чего вполне достаточно для заправочной станции, предназначенной для частного некоммерческого использования.
Последний компонент ТРК – это шланги из армированной резины, устойчивой к воздействию нефтепродуктов. Их, разумеется, два: приемный на линии всасывания и напорный на линии подачи после насоса и счетчика, который заканчивается топливным пистолетом.
Приемный шланг примечателен тем, что на его конце, опущенном на дно емкости находится фильтр грубой очистки, фильтрующий забираемое топливо от мусора, и обратный клапан, не позволяющий топливу стечь из входной части насоса обратно в емкость, но это в принципе стандартная компоновка входного тракта для подавляющего большинства насосов. Рукав подачи, как правило, имеет антистатическую защиту, хотя для дизеля это не имеет принципиального значения.
Сводный перечень характеристик модуля ТРК:- Габариты: 35.7x35.7x27.5 см;
- Вес: 16 кг;
- Соединения: ¾";
- Напряжение питания: 220-230 В/50 Гц или 12 В постоянного тока для низковольтного варианта;
- Длина шнура питания: 2 м;
- Максимальная производительность: 56 л/мин;
- Максимальный напор: 15 м.
- Длина топливораздаточного рукава: 4 м;
- Топливораздаточный пистолет: ручной SELF 3000 или автоматический A60, с поворотной муфтой;
- Точность измерения механического счетчика K33: ±1%;
- Климатическое исполнение: от -30 до +45 °С (для умеренной зоны);
- Класс пылевлагозащиты: IP 55;
- Уровень шума: менее 75 дБ;
- Гарантия: 12 месяцев.
- Производство: Piusi (Италия).
Понятно, что блок мини-АЗС необходимо надежно закрепить на емкости. В общем случае для монтажа блоков применяются различные кронштейны, и здесь тот же принцип. Кронштейн для мини-АЗС разработан конкретно для наших емкостей VTR OIL 5000.
Это окрашенная в черный цвет сварная конструкция из стали, являющаяся площадкой под блок ТРК с лицевой стороны и выполненная в соответствии с контуром емкости с обратной стороны. Блок имеет резьбовое крепление к кронштейну, поэтому в площадке предусмотрены четыре отверстия со стойками под болты М6, соответствующие посадочным местам блока.
С обратной стороны кронштейна предусмотрена резиновая подошва, предотвращающая контакт острых граней металла с пластиком, благодаря чему емкость не получится поцарапать даже при многократном монтаже/демонтаже кронштейна.
Сам кронштейн крепится за одну из верхних проушин емкости, которые являются несущими, с помощью стальной втулки, которая вставляется с одной стороны, и шайбы со шплинтом, образующими стопор – с другой. Шплинт соединен с кронштейном цепочкой, что не позволит потерять его после извлечения. Запас прочности проушин таков, что позволяет в том числе свободно транспортировать сами емкости и крепить их за проушины к кузову грузового транспорта, не говоря уже про удержание кронштейна с мини-АЗС.
Чтобы установить кронштейн на емкость, достаточно приложить его по месту, просунуть втулку и одеть с обратной стороны шайбу, зафиксировав шплинтом. Снятие производится в обратной последовательности. Монтаж заправочной станции на кронштейн осуществляется на четыре резьбовых соединения. При этом на все действия понадобится минута или максимум две.
Возможно, термин «разработан» по отношению к кронштейну звучит несколько громко, но мы, во всяком случае, позаботились об удобстве установке и снятия, а также идеально подогнали его профиль к профилю емкости.
Правила эксплуатации
Эксплуатация мини-АЗС предельно проста. Блок ТРК подключается к бытовой электросети обычным шнуром с вилкой, либо к аккумуляторной батарее с помощью зажимов типа "крокодил", если мы говорим о 12-вольтовой версии. Тумблер включения расположен на корпусе двигателя. Перед каждым отпуском топлива следует обнулять показания итога по группам.
Вращением рукоятки против часовой стрелки добейтесь обнуления итога счетчика. Суммарный (общий) итог на шесть разрядов обнулить нельзя. Включите насос ТРК, переключив тумблер на двигателе в положение «1», снимите топливный пистолет и произведите заправку, как на обычной АЗС. После выключите насос и установите пистолет на свое место.
Насос способен запуститься с пустым всасывающим шлангом, однако, перед первым включением все же рекомендуется заполнить его топливом. Если в приемном тракте много воздуха, первая прокачка может занять до минуты, и этот процесс желательно проконтролировать.
Проверка калибровки сводится к перекачиванию некоторого количества топлива в калибровочный резервуар (мерник) и сравнению количества топлива по шкале мерника с показанием счетчика. Разница в пределах 0,2 литра на каждые 20 литров вписывается в допустимую погрешность +/- 1%. Если счетчик показал неудовлетворительную точность, то необходима его калибровка.
Мини-АЗС – источник повышенной опасности, поэтому очень важно систему систематически проверять и обслуживать. Проверка включает осмотр на предмет отсутствия утечек, обслуживание сводится к очистке от загрязнений самого прибора и его рукава с топливораздаточным пистолетом (в особенности важна чистота отверстия воздушного жиклера в носике пистолета с автоматической отсечкой), а также фильтра на входе во впускной шлаг.
Явным признаком засорения фильтра является уменьшение производительности мини-АЗС, а скорость засорения напрямую зависит от частоты заправок и, конечно, качества самого дизеля. При активном использовании станции фильтр подлежит очистке еженедельно, а возможно даже чаще. Раз в несколько месяцев следует проверять калибровку счетного устройства, при необходимости подстраивать его.
Почему нельзя бензин?
Следует особо подчеркнуть, что мини-АЗС VTR OIL 5000 не предназначена для хранения и раздачи бензина. На это не рассчитана ни сама емкость, ни блок топливораздаточной колонки ST Panther K33. Давайте разберемся, почему.
Открыв таблицу химической стойкости, вы увидите, что полиэтилен, из которого изготовляются наши емкости, не является стойким по отношению к бензину, то есть бензин для него – растворитель. Но если вы спросите химиков, то они скажут, что полиэтилен не растворяется в бензине и других агрессивных растворителях. Как же так?
Дело в том, что истинные причины не в химической несовместимости, а в физических свойствах, но в табличном перечне множества веществ для таких нюансов просто нет места, а итог все равно один – несовместимо. Бензин, во-первых, сильно расширяется при нагреве (температурный коэффициент объемного расширения бензина равен 0,00124 °C-1, то есть увеличение температуры на 40 градусов дает увеличение объема бензина примерно на 5 %), а во-вторых, бензин очень летуч (его температура вспышки составляет -40 °C при концентрации паров 2,6 %, то есть уже при этой температуре пары бензина способны воспламениться от внешнего источника), и в этом его коварство.
Увеличение объема может привести к тому, что емкость раздуется или даже лопнет со всеми вытекающими последствиями. Но скрытую и вместе с тем главную опасность представляют пары бензина в сочетании с электризацией в результате трения бензина о стенки емкости. И полиэтилен, и бензин – отличные диэлектрики, при трении одного об другое накапливается статическое напряжение.
Потенциальную угрозу представляют моменты перелива бензина при заполнении емкости, когда поток горючего бьет и стекает по стенкам емкости, и моменты тряски. Накопившая таким образом статический заряд емкость в итоге может случайно отдать его другому предмету или человеку, то есть в таком случае между ними проскочит искра, а у нас пары бензина… В общем, вы поняли. Энергии статического разряда даже маленькой канистры достаточно для воспламенения, не говоря уж об огромной емкости на 5 тысяч литров. И это одна из причин (но не единственная), почему бензин, как правило, наотрез отказываются наливать в пластиковые канистры на АЗС. И правильно делают.
Существует нормативный документ РД 153-39.2-080-01, где в пункте 14.3 прямо прописан запрет наливать бензин в случайную тару из стекла и пластика. Несчастные случаи из-за возгорания бензина от разряда статики хоть и редки, но вполне реалистичны. Редки во многом благодаря соблюдению техники безопасности. Остается сказать, что для бензина есть специально предназначенные канистры из полиэтилена с антистатическими добавками, предотвращающими образование статики на корню.
Открыв паспорт на мини-АЗС ST Panther K33, вы сразу увидите аналогичный категорический запрет на перекачку бензина с предупреждением о возможности возгорания и взрыва. Причина в том же, плюс химически несовместимыми с бензином могут оказаться отдельные резиновые детали – уплотнительные кольца, сальники тому подобное. Для бензина опять же существует свой класс приборов, аналогичных этой мини-АЗС, но заливать бензин в не предназначенную для этого полиэтиленовую емкость в любом случае нельзя.
Важно понимать, что горят именно пары топлива, а не жидкость и даже не аэрозоль из мельчайших капель. Но дизельное топливо – тяжелое, по степени летучести несравнимо с бензином, и чтобы дизель дал достаточное количество испарений, а его пары достигли температуры вспышки, его нужно нагреть до 55-60 градусов.
Именно поэтому солярку не так просто поджечь даже открытым огнем, а случайной искрой – невозможно вовсе. Это обстоятельство и определило дизельное топливо как безопасное для хранения в полиэтиленовых емкостях. Температурный коэффициент объемного расширения дизеля почти такой же, как у бензина, и равен 0,0012 °C-1, то есть изменение температуры на 40 градусов аналогично вызовет изменение объема на 5 %. Учитывайте это.
Мини-АЗС ST Panther K33 разрешено использовать для перекачивания дизельного топлива с кинематической вязкостью от 2 до 5,35 cSt (при температуре 37,8оС) и температурой вспышки более 55 оС.
В заключение остается сказать, что наша мини-АЗС OIL 5000 без сомнения отвечает всем нормативам и стандартам качества и при соблюдении правил эксплуатации и должном уходе будет служить вам долгие годы и даже десятилетия. Совсем скоро открытие уличных сезонных работ, а в южных регионах они уже стартовали, так что спешите купить у нас мини-АЗС VTR OIL 5000. Обещаем, что вы не будете разочарованы данной покупкой!