Блоки АЗС. Италия vs. Китай
Люди голосуют рублем, а это мотивирует китайцев еще больше развивать свое производство и расширять ассортимент. Добрались они и до топливораздаточных колонок – сокращенно ТРК, о которых мы и поговорим в данной статье.
Рассматривать китайские топливные колонки целесообразно, сравнивая их с европейскими проверенными брендами. Давайте возьмем широко известную в кругу специалистов китайскую ТРК ETP-60/220 и сравним с уже полюбившейся нам ST Panther 56 K33 производства итальянской компании Piusi S.p.A. Это полные аналоги, поэтому сравнение будет наиболее корректным.
Топливораздаточная колонка – это устройство, назначение которого заключается в отпуске заданного объема топлива. В конструкции любой колонки имеется несколько функциональных узлов, которые определяют функциональность и характеристики ТРК и принципиально необходимы для ее работы. Следовательно, их качество непосредственно определяет долговечность и безопасность эксплуатации изделия.
Помня, что мы работаем с горючим, вопрос безопасности имеет особое значение. К ключевым компонентам любой ТРК относятся насос, электродвигатель, перепускной клапан, счетчик отпущенного топлива, обладающий достаточно высокой точностью, фильтр и рукав, заканчивающийся топливораздаточным пистолетом.
Сравнение характеристик
Сравнение узлов
Прежде всего, к таким узлам относится насос – сердце топливораздаточной колонки. Как в ТРК Piusi, так и в китайской ЕТР-60 насосы роторно-шиберные. Вообще, этот класс насосов можно встретить в большинстве ТРК, причем это касается не только мобильных, но и стационарных заправок. Это заправки с всасывающим типом гидравлики.
Роторно-шиберные насосы относятся к насосам объемного типа, то есть их работа основана на принципе циклического изменения объема рабочей камеры. В шиберных насосах это изменение достигается путем скольжения граней подпружиненных лопаток по внутренней поверхности рабочей камеры.
Лопатки расположены в пазах вращающегося вала, эксцентрично расположенного относительно корпуса рабочей камеры, и, будучи ограниченными внутренней стенкой камеры, по мере вращения они то выдвигаются из своих пазов, то утапливаются в них. В результате по одну сторону лопаток создается разрежение, в которое жидкость затягивается под действием атмосферного давления, по другую – давление, развиваемое самим насосом, и оно гораздо больше земной атмосферы.
Роторно-шиберные насосы являются самовсасывающими, то есть они способны самостоятельно первоначально поднять столб жидкости из ёмкости для топлива, однако даже кратковременная работа узла без жидкости губительна для лопаток, которые в это время испытывают сухое трение, поэтому рекомендуется вручную заполнять всасывающую магистраль перед пуском. В дальнейшем уровень жидкости там будет поддерживаться обратным клапаном в точке забора топлива.
Вообще, такие насосы способны развивать значительную разность давлений между входом и выходом (дифференциальное давление) при достаточно большом расходе. Но их слабое место – лопатки. Это узел трения, и в таком случае очевидно, что со временем он изнашивается, лопатки теряет герметичность подобно «уставшим» клапанам в двигателях внутреннего сгорания.
Изношенный насос начинает пропускать, его производительность падает. Таким образом, качество и долговечность насоса, а значит и всей ТРК, во многом определяется качеством его пар трения. И еще качеством топлива, которое при прохождении через насосный узел выполняет смазывающе-охлаждающую функцию. Понятно, что наличие абразивных примесей в топливе быстро погубит любой насос, независимо от его родословной. В прочем, топливную систему техники – тоже. Нет сомнений, что у фирменного итальянца, проверенного временем, пара трения выполнена на высоком уровне, китаец же выполнен из более дешевых материалов и скорее всего сдастся намного раньше.
Насос приводится в движение электрическим двигателем. Как правило, одни и те же ТРК могут комплектоваться двигателем на 230 вольт переменного тока или на 12 вольт постоянного. В первом случае предполагается работа от бытовой электросети, а во втором – от стандартных автомобильных аккумуляторов, что дает небольшую автономность (небольшую – потому что ТРК высадит в ноль стандартный аккумулятор за считанные минуты).
Это принципиально разные двигатели: первые – асинхронные, вторые – коллекторные. И китайская, и итальянская ТРК могут комплектоваться обоими типами двигателей, и все они достаточно долговечны, особенно асинхронные.
Китайский асинхронник чуть мощнее – 370 ватт против 350 у итальянского, поэтому и производительность китайской ТРК немного больше – 60 литров в минуту против 56, но разница, на наш взгляд, совсем незначительна и попадает в статистическую погрешность. К тому же двигаетесь с насосом представляют законченный блок, а насчет насоса мы уже определились выше.
Отдельно имеет смысл обратить внимание на качество резиновых уплотнений. К таковым относится сальниковые уплотнения вала и уплотнения байпасного клапана. Очень вероятно, что китайская резина опять же рассыплется быстрее. Аналогичный вопрос к качеству резины шланга топливораздаточного пистолета.
Что касается счетчиков, у обоих ТРК они механические с заявленной погрешностью не более 1%. Но имеется статистика, согласно которой у китайских аппаратов на самом деле очень большой разброс параметров, и реальная погрешность составляет от 2 до 2,5%. 2,5% от 5000 литров – это ни много-ни мало 125 литров. Неучтенных литров. Или же наоборот, недолитых, смотря в какую сторону погрешность сыграет. Помимо погрешности, качество материалов неизбежно скажется и долговечности блока счетчика, и как не сложно догадаться, тут мы снова делаем ставку на итальянскую технику.
Вывод
Как итог хотим сказать, что не напрасно мы выбрали более дорогие топливораздаточные колонки от Piusi, хотя китайский продукт обладает схожими и даже чуть лучшими характеристиками при гораздо меньшей цене. Это плата за спокойствие нас и наших клиентов.
Но китайские производители тоже не стоят на месте – их производства постепенно переходят из количества в качество. Они уже достаточно давно и планомерно вытесняют европейцев со многих рынков, и, скорее всего, эта тенденция продолжится. И нужно отдать им должное – в пересчете на цену их продукция максимально конкурентоспособна, а если при этом они еще и качество подтянут, у европейцев не останется шансов.
Но пока все-таки лучше отдать предпочтение надежным европейским блокам АЗС, по крайней мере, если она будет установлена на не менее стоящем девайсе. Без сомнения, топливозаправочная станция является одним из таких мест, а блок ТРК ST Panther 56 K33 при соблюдении правил эксплуатации и должном уходе прослужит долгие годы или даже десятилетия.